В настоящее время убыточность поставок достигает 4,5 тыс. рублей с одной тонны.
Восстановить отмененные в 2022 году скидки к тарифам РЖД на перевозку угля просят главы Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области. Письмо опубликовано в Telegram-канале «Советбезрынка». Также губернаторы предлагают ограничить рост тарифов в 2025 году уровнем «инфляция минус 0,1 п. п.».
Как следует из обращения, высокая стоимость перевозки угля ведет к сокращению экспортных поставок. Так, в январе-июле отгрузка угля из этих регионов снизилась на 18% в годовом сопоставлении, а в сравнении с 2021 годом — на 30%. Такая ситуация приведет к снижению совокупной добычи по итогам 2024 года в Кемеровской области, Хакасии и Новосибирской области на 12%, до 266,7 млн тонн. По заявлению губернатора Кузбасса, на фоне снижения объемов добычи и экспорта существуют риски приостановки работы на ряде предприятий.
Кроме того, главы регионов отмечают, что предложение РЖД по индексации тарифов на перевозку грузов до 22,7% негативно скажется перевозках ключевого железнодорожного груза — угля. При этом в 2020–2024 годы грузовой тариф на перевозку угля по железной дороге до морских портов вырос почти на 100%, в четыре раза превысив накопленную инфляцию.
Об убыточности поставок угля заявляют аналитики NEFT Research. Так, в зависимости от направления убыточность достигает 4,5 тыс. рублей с одной тонны. На рост убытков влияет снижение мировых цен, рост фискальной нагрузки и нагрузки со стороны РЖД и логистических компаний. Ситуацию может исправить снижение ставок аренды полувагонов или субсидия из бюджета — от 434 рублей до 3,7 тыс. рублей на тонну.
Напомним, АЦ ТЭК ожидает убыток до налогообложения угольной отрасли по итогам 2024 года в размере 34 млрд рублей. Для сравнения, по итогам 2022 года прибыль составила 783 млрд рублей, а в 2023-м — 357 млрд рублей.
https://nedradv.ru/nedradv/ru/page_news?obj=689083d1b9939c3cecb69d0b319549f7