Среда, 24 апреля, 2024

Вагоны опрокидывают на конкурентов

Поделиться

Правительство предлагает дать при перевозках угля приоритет грузопотокам, направляемым на специализированные угольные терминалы, поскольку те осуществляют перевалку быстрее и более технологично, чем универсальные. Решение связано с жалобой экс-владельца «Кузбассразрезугля» Андрея Бокарева на то, что связанный с ним Восточный порт загружен менее чем на 50%, тогда как половина перевозок угля уходит на непрофильные терминалы Дальнего Востока. По мнению экспертов, приоритет оправдан, хотя важно уточнить, какие терминалы считать специализированными. Но ряд участников рынка, в частности Ассоциация морских торговых портов, видят в создании приоритетов только способ ограничения конкуренции.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов 22 декабря 2023 года направил президенту РФ доклад, в котором предложил ввести в рамках временных правил очередности перевозок грузов приоритет перевозок угля в направлении специализированных угольных портов относительно универсальных терминалов (“Ъ” видел письмо). Господин Белоусов пишет, что, по мнению Минтранса, перераспределение грузопотоков в направлении спецпортов позволит ускорить операции и увеличить объемы перевалки, отмечая, что при использовании вагоноопрокидывателей технологическая норма на выгрузку вагона сокращается в 15 раз относительно выгрузки вагона грейферным способом — с часа до четырех минут.

Исходно предложение исходило от Восточного порта и было представлено в письме Андрея Бокарева президенту от 8 ноября (“Ъ” видел документ). Господин Бокарев (был совладельца «Кузбассразрезугля», но с весны 2022 года, как и многие другие российские бизнесмены, реструктурировал собственность) жаловался, что, несмотря на масштабные инвестиции в Восточный порт, в том числе 8 млрд руб. только в экологические мероприятия, железнодорожные перевозки в его адрес с 2020 года снизились на 7%, до 23,9 млн тонн, при доступных мощностях 55 млн тонн.

По данным, приведенным в письме, в 2023 году на спецтерминалы приходилось 47,8% объема перевалки экспортного угля в портах Дальнего Востока, или 53,2 млн тонн.

При этом если объем перевалки угля в портах региона в целом вырос с 2012 года в два раза, то в спецпортах — только в 1,3 раза.

«Непрофильные стивидорные компании занимают 50% пропускной способности пропорционально заявленным объемам, фактически уменьшая объем перевозок моногруза (угля) в адрес специализируемых портов»,— писал господин Бокарев, прося о приоритете для спецпортов в рамках временных правил очередности. Президент поручил главе ОАО РЖД Олегу Белозерову и Андрею Белоусову проанализировать предложение.

В Минтрансе сказали “Ъ”, что поддерживают эту инициативу. ОАО РЖД, сказали там, приветствует любые инициативы, направленные на оптимизацию перевозочного процесса и оптимальное использование пропускных способностей.

«Проблема в том, что стабильно не хватает грузов и в портах, и в специализированных терминалах,— сообщили “Ъ” в НТК (управляет транспортными активами СУЭК и «Еврохима», в том числе специализированными угольными портами в Ванино и Находке).— Средняя загрузка — 70% у всех. Перераспределение потоков не решит проблему недостаточной пропускной способности железных дорог. Административное регулирование может улучшить положение отдельных терминалов, но это вряд ли улучшит ситуацию с экспортом в целом».

Для экономики страны могла быть полезна поддержка океанских портов, обеспечивающих географическую свободу экспорта и его универсальность и обладающих возможностями работы с флотом самого большого тоннажа, добавили в НТК. В «Эльгаугле» подтверждают потребность в увеличении грузопотока в направлении специализированных угольных портов.

Сейчас, сообщается в письме господина Белоусова, ведется работа по определению признаков специализированного терминала.

По информации “Ъ”, в качестве одного из таких признаков Минтранс предлагает использование на терминалах вагоноопрокидывателей и размораживающих устройств (для борьбы со смерзанием угля зимой).

Из переписки ведомств, которую видел “Ъ”, следует, что приоритет планируется применить в рамках шестой очереди временных правил — то есть перевозки стандартных угольных грузов. При этом экспорт угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии по соглашениям регионов с ОАО РЖД осуществляется в рамках более приоритетной третьей очереди. На такой уголь приходилось порядка 64% от перевозок угля в восточном направлении. В 2024 году объем квот для регионов вырастет на 6%, до 99,3 млн тонн. Таким образом, уголь, идущий в рамках третьей очереди на экспорт на универсальный терминал, все равно будет иметь приоритет перед углем по шестой очереди в адрес специализированного.

Как государство решило обновить приоритеты железнодорожных перевозок

Не все участники рынка поддерживают инициативу. Так, Ассоциация морских торговых портов 12 января в письме главе Минтранса Виталию Савельеву (есть у “Ъ”) подчеркивает, что «истинная причина недозагрузки морских терминалов прежде всего связана с инфраструктурными ограничениями железных дорог». Введение приоритетов не устранит эту проблему, «а приведет к перераспределению грузопотоков на отдельных направлениях, в том числе на Восточном полигоне». В документе подчеркивается, что требования к терминалам, предназначенным для перевалки угля, исчерпываются необходимостью обладать лицензией, соответствовать требованиям экологического законодательства, техрегламента о безопасности объектов морского транспорта и придерживаться наилучших доступных технологий. Введение приоритетов «носит необоснованно дискриминационный характер и повлечет за собой искусственное перераспределение грузовой базы между операторами морских терминалов».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что специализированные терминалы обеспечивают большую скорость погрузки-выгрузки, бережное обращение с вагонами, поэтому приоритет для них обоснован. Но важно, как будут определены критерии «специализированных терминалов». По мнению эксперта, важно не название, а перечень оборудования: должны быть установлены вагоноопрокидыватели, тепляки, перевалка угля должна вестись закрытым способом и обеспечена экологическая защита.

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин

Источник

Новости по теме

Новости угольной отрасли