Федеральная антимонопольная служба направила в правительство новую концепцию механизма дифференциации тарифов, в рамках которого предлагает существенно ограничить льготное потребление электроэнергии для населения.
В проекте ФАС тариф на электроэнергию увеличивается при росте фактического потребления домохозяйства. Сейчас в тех регионах, где введен дифференцированный тариф для населения, льготный диапазон устанавливается региональными властями без привязки к каким-либо базовым показателям. В большинстве случаев он составляет 10–15 тыс. кВт•ч в месяц, что в разы превышает среднестатистическое потребление.
По подсчетам Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ, новая планка льгот будет варьироваться от 120 до 610 кВт•ч в месяц в зависимости от региона. В среднем тариф для домохозяйства сверх льготного потребления может вырасти на 40%. Сейчас средний тариф для граждан в РФ составляет 5,36 руб. за 1 кВт•ч (1,58–8,58 руб. в зависимости от региона), а экономически обоснованная цена электроэнергии — 7,49 руб. Максимальный объём поставки по такой цене может быть вдвое больше льготного объёма, а в отопительный сезон для домохозяйств с электроустановками — до 9,4 тыс. кВт•ч в месяц.
В отопительный сезон объем льготного потребления для домохозяйств с электроотоплением будут повышать до 7,5 тыс. кВт•ч в месяц, следует из материалов ФАС. Потребление сверх льготного объема должно оплачиваться по экономически обоснованным ценам. Поставка энергии свыше второго диапазона потребления может оказаться еще дороже — на уровне конечной цены для бизнеса. В среднем по стране этот показатель — 8,32 руб. за 1 кВт•ч (4,85–11,87 руб. в зависимости от региона).
В Минэнерго предлагают установить максимальный уровень льготного потребления около 1,1 тыс. кВт•ч в месяц, а второй диапазон — до 5,6 тыс. кВт•ч в неотопительный сезон. Министерство также считает, что тариф сверх льготного потребления должен «ликвидировать экономический стимул скрытого перехода» юрлиц на потребление под видом населения. В Сообществе потребителей энергии поддержали инициативу ФАС как необходимый и реальный шаг к сокращению перекрёстного субсидирования.